Разработка стратегии и структуры компании
В настоящее время важнейшей проблемой руководства отечественных предприятий становится поиск путей в условиях усиления международной конкуренции ...
Самоменеджмент - это относительно новое понятие в управленческой науке. Его возникновение во многом связано с переосмыслением содержания деятельности личности и более глубоким пониманием процессов самодеятельности, протекающих внутри организации.
Анализ организации управления на предприятии
) каковы причины происходящего?
) что за всем этим стоит?
Наиболее важными, как правило, становятся проблемы со следующими характеристиками:
· проблема получает сильную поддержку и давление извне в пользу ее решения (например, вышестоящее руководство настаивает на завершении работы над проектом в течение определенного срока);
· проблема поддерживается ресурсами, необходимыми для ее решения (например, выделены дополнительные бюджетные средства, материалы, люди);
· решение проблемы открывает возможности, от которых нельзя отказаться (например, выход на рынок с новой продукцией позволяет фирме улучшить конкурентные позиции, получить большую прибыль и увеличить доходы своих работников).
Поиску альтернатив предшествует этап определения критериев успешного решения. Данный этап начинается с определения критериев двух типов: критерий «мы должны» и критерий «мы хотим».
Стадия выработки решения
состоит из этапов разработки, оценки и выбора альтернатив. Как только определены факторы, ограничивающие решение, менеджер может начинать работу по поиску альтернатив или возможных направлений действия для решения проблемы. Существует много методов творческого поиска альтернатив:
· «мозговая атака»;
· выдвижения предложений;
· групповой анализ ситуации;
· причинно-следственная диаграмма;
· карта мнений.
На предприятии используются два метода: выдвижения предложений и групповой анализ ситуации.
При выборе альтернативы использоваться два подхода:
· учет прошлого опыта;
· исследование и анализ.
Привлечение прошлого опыта является, наиболее используемым подходом в выборе альтернативы. Опытные менеджеры не просто используют данный подход, но и испытывают сильную веру в него. Это лежит в основе утверждения о том, что чем выше уровень руководства, тем больше требуется опыта. В определенной степени опыт вырабатывает у руководителя умения и навыки принятия правильных решений.
Опыт в решении проблем и принятии решений развивает умение и навыки в суждении и интуиции. Вместе с тем многие считают, что расчет на прошлый опыт для планирования будущего может быть очень опасным. Это происходит вследствие недостаточного учета и анализа причин прошлых ошибок и неудач.
Завершающая стадия - это выполнение решения
. Она состоит из организации выполнения решения, анализа и контроля выполнения.
Наиболее распространенной ошибкой менеджеров предприятия является предположение, что если выбор в отношении решения сделан, то решение обязательно будет выполнено.
Организация выполнения решения предусматривает координацию усилий многих людей. Менеджер должен стремиться избегать потенциальных конфликтов, делать людей заинтересованными и мотивированными на реализацию решения, таким образом расставить людей, чтобы максимально использовать их способности.
Для этого, во-первых, необходимо составить план мероприятий, превращающих решение в реальность. Необходимо распределить права и ответственность среди участников. Следует также построить коммуникационную сеть для обмена информацией и отрегулировать соответствующие отношения подчинения между участниками.
Полученная в ходе отслеживания информация необходима для проведения корректировки действий.
В каждом конкретном случае процесс принятия решения будет уточнен и индивидуализирован.
Эффективность процесса управления зависит от качества трудовых ресурсов предприятия.
Среднегодовая численность персонала предприятия в 2009 г. составила 51 чел. Среди них торгово-операционный персонал - 24 чел., руководители - 10 чел., служащие - 17 чел.
К категории административно-управленческого персонала можно отнести 13 чел. (руководители и менеджеры отделов).
Из ряда публикаций известно, что для того, чтобы менеджер высшего уровня не был перегружен и имел возможность вникать в дела подчиненных ему подразделений, а также заниматься перспективными вопросами, среднее значение нормы управляемости должно быть 3-6 человек. Авторы межотраслевых методических рекомендаций по совершенствованию организационных структур рекомендуют следующие значения норм управляемости:
· для руководителей организаций и их первых заместителей - не более 10-12 человек (подразделений);
· для функциональных отделов - не менее 7-10 человек;
· для функциональных бюро - не менее 4-6 человек;
· для конструкторских и технологических отделов - 15-20 человек;
· для конструкторских и технологических бюро - 7-10 человек.
На рисунке 2.3 представлены средние нормы управляемости для различных руководителей анализируемого предприятия.
Рисунок 2.3 - Средние нормы управляемости на ООО «Компьютерный мир»
Как видно из рисунка существующие нормы управляемости на анализируемом предприятии вполне соответствуют нормам, что свидетельствует об оптимальности численности управленческого аппарата и равномерном распределении нагрузки на менеджеров предприятия.
Роль лидера в современной организации
Лидерство
- важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть
устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий».
Несмотря на кажущуюся прост ...
Технологии принятия управленческих решений (метод Дельфи)
Практическая актуальность работы обусловлена тем,
каждый человек принимает решения ежедневно и делает это в большинстве случаев
без особой подготовки на уровне здравого смысла. В простых случаях р ...