Разработка стратегии и структуры компании
В настоящее время важнейшей проблемой руководства отечественных предприятий становится поиск путей в условиях усиления международной конкуренции ...
Самоменеджмент - это относительно новое понятие в управленческой науке. Его возникновение во многом связано с переосмыслением содержания деятельности личности и более глубоким пониманием процессов самодеятельности, протекающих внутри организации.
Методы принятия решений
Как пишет В.А. Розанова [16, с. 128], на любой стадии управления организационным процессом принимаются управленческие решения. Такие решения бывают двух видов: индивидуальные и коллективные. При решении сложных комплексных проблем, связанных с действием человеческого фактора (управление персоналом, комплектование малых групп, кадровые задачи и т.д.), обычно используются коллективные решения. При решении задач, связанных с технико-технологической стороной функционирования производства, часто достаточно бывает индивидуальных решений.
Принятие УР - это задача для руководителя, решаемая в процессе управления. В связи с этим знание технологии, методов принятия решений является необходимым элементом профессиональной квалификации руководителя. Все методы принятия управленческих решений можно объединить в три группы (рис. 3)
Рис. 3. Классификация методов принятия управленческих решений
1. Неформальные (эвристические) методы принятия решений. Управленческая практика свидетельствует о том, что при принятии и реализации решений определенная часть руководителей использует неформальные методы, которые основываются на аналитических способностях лиц, принимающих управленческие решения. Это совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решений руководителем путем теоретического сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта. В большей части неформальные методы базируются на интуиции менеджера. Их преимущество состоит в том, что принимаются они оперативно, недостаток - неформальные методы не гарантируют от выбора ошибочных (неэффективных) решений, поскольку интуиция иногда может подвести менеджера [7, с. 157].
. Коллективные методы обсуждения и принятия решений. Некоторые специалисты в области менеджмента считают, что большая часть управленческих решений - коллективные (или групповые) решения.
Основным моментом в процессе коллективной работы над принятием и реализацией управленческих решений является определение круга лиц, участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив, в состав которого включаются, как правило, и руководители, и исполнители. Главными критериями формирования такой группы являются компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность. Коллективные формы групповой работы могут быть разными: заседание, совещание, работа в комиссии и т.п. Наиболее распространен такой метод коллективной подготовки управленческих решений, как "мозговой штурм", или "мозговая атака" (совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений).
Если предстоит решение сложной проблемы, то собирается группа людей, которые предлагают свои любые решения определенной проблемы. Основное условие "мозгового штурма" - это создание обстановки, максимально благоприятной для свободного генерирования идей. Чтобы этого добиться, запрещается опровергать или критиковать идею, какой бы, на первый взгляд, фантастической она ни была. Все идеи записываются, а затем анализируются специалистами. В зависимости от числа участников коллективные методы принятия решения, могут быть: консультативные, совместные, парламентские.
Табл. 1. Коллективные методы принятия решения.
Консультативные |
Совместные |
Парламентские |
Лица, принимающие решения, советуются с подчиненными или экспертами; Делают свой выбор с учетом рекомендаций. |
Принимают в результате взаимного согласия всех участников. |
Принимаются большинством причастных к ним участников. |
Табл. 2. Преимущества и недостатки коллективного метода принятия решения.
Преимущества |
Недостатки |
- устраиваются субъективизм, стереотипы и личные пристрастия; - больше вариантов решений, лучшего качества; - создают атмосферу сотрудничества, хорошего рабочего коллектива, снижают сопротивление несогласных; - большая продуманность возможных последствий; - ближе к истине по сложным вопросам; - выработанное коллективное мнение является положительным мотивационным фактором |
- требуют больших затрат времени; - более рискованные, так как ответственность распределяется на всех; - не имеют смысла, если руководитель намного компетентнее рядовых членов группы и они с этим согласны; - повышает степень конформизма членов группы; - повышает степень конфликтности; - блокирование решений, когда высказываемые точки зрения не соблюдаются |
Совершенствование методов управления в условиях рыночных отношений
Успех работы предприятия (организации, фирмы)
обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому, современная концепция
управления предприятием предполагает выделение из большого числа функцио ...
Управление конфликтами как функция менеджера по персоналу
"Слово
"конфликт", обычно означает борьбу между организмами, каждый из
которых стремится максимизировать свою индивидуальную выживаемость"
Ричард
Докинз, "Расширенный ...