Разработка стратегии и структуры компании
В настоящее время важнейшей проблемой руководства отечественных предприятий становится поиск путей в условиях усиления международной конкуренции ...
Самоменеджмент - это относительно новое понятие в управленческой науке. Его возникновение во многом связано с переосмыслением содержания деятельности личности и более глубоким пониманием процессов самодеятельности, протекающих внутри организации.
Взаимодействие субъектов управления персоналом
Проблемы управления персоналом носят внутриорганизационный, внутрифирменный характер. Но если рассматривать содержание управления персоналом, то становится ясно, что в конечном итоге оно направлено на регулирование социально-экономических отношений и процессов в сфере труда, осуществляющихся в организации. Последние же в свою очередь являются лишь частью более общих аналогичных отношений и процессов, протекающих на уровне региона и общества. Поэтому те субъекты, которые принято считать таковыми для образования более общего масштаба, объективно являются и должны быть признаны субъектами для его части.
Внешние субъекты можно разделить на государственные и негосударственные. Регионализация социально-экономических процессов в России приводит к тому, что «проводниками» интересов государства все чаще выступают региональные органы управления. На этом основании к субъектам управления персоналом относятся государство и его институты: региональные службы занятости, комитеты по труду и социальным вопросам, трудовые инспекции и др. Их роль в современных условиях в большей мере связана с определением «правил игры» в управлении персоналом: установление минимального размера оплаты труда, правил высвобождения персонала, регулирование процесса найма работников, социальная защита отдельных категорий персонала, содействие в заключении коллективных договоров и пр.
В настоящее время сфера их компетентности в большей мере лежит в области законодательного регулирования и контроля. Исключение составляют государственные организации и предприятия, где роль государства как субъекта управления персоналом шире: установление единой тарифной сетки, определение порядка и критериев отбора сотрудников, установление общих и специфических требований к персоналу (например, для госслужащих), установление нормативов численности и др.
Другим важным субъектом являются региональные органы по труду и социальной политике, которые в отличие от службы занятости имеют не федеральное, а региональное подчинение. В наибольшей мере связана с управлением персоналом деятельность отделов: регулирования трудовых отношений; охраны труда; государственной экспертизы условий труда; социальных гарантий и нормативов; народонаселения, трудовых ресурсов и развития персонала.
Система управления персоналом находится «на пересечении» интересов государства, работодателя и персонала. Организуемая работодателем и функционирующая в рамках определенной производственно-хозяйственной структуры, система управления персоналом, на первый взгляд, должно реализовывать его интересы. Но управление невозможно без учета интересов государства, которое регламентирует деятельность этой системы посредством законодательных и нормативных актов, а также посредством организации деятельности специально создаваемых координирующих, контролирующих и других органов, занимающихся социальными и трудовыми вопросами. Ряд функций управления персоналом осуществляется на региональном уровне, находящемся на стыке между трудовыми ресурсами (объект управления на уровне региона) и персоналом (объект на уровне организации).
Государственные органы имеют ограниченные возможности воздействия на предприятия с увеличением их экономической и организационной самостоятельности, что отчетливо проявилось в период радикальных экономических преобразований в России. Это порождает ряд проблем, свидетельствующих об эффективности/неэффективности деятельности государственных органов как субъектов управления персоналом, но не отрицают их признания таковыми.
Будучи ограниченными рамками организации, центральное место в управлении персоналом занимают отношения «работодатель-персонал». Из этого следует, что персонал должен иметь не только обязанности, но и права, достаточно широкую степень свободы в выборе вариантов выполнения заданий, в проявлении инициативы и творчества в труде, участвовать в процессе управления организацией и пр.
Роль лидера в современной организации
Лидерство
- важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть
устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий».
Несмотря на кажущуюся прост ...
Расчет горячего цеха для предприятий общественного питания
Сфера общественного питания играет все возрастающую роль в жизни
современного общества и каждого человека. Это обеспечивается, прежде всего,
изменением технологий переработки продуктов питания, ра ...