Разработка стратегии и структуры компании
В настоящее время важнейшей проблемой руководства отечественных предприятий становится поиск путей в условиях усиления международной конкуренции ...
Самоменеджмент - это относительно новое понятие в управленческой науке. Его возникновение во многом связано с переосмыслением содержания деятельности личности и более глубоким пониманием процессов самодеятельности, протекающих внутри организации.
Принятие УР и эффективность организационного процесса
Управленческое решение имеет место даже в самых элементарных организационных процессах (рис. 1), состоящих из трех компонентов: человек, орудие, предмет труда. [5, с. 59]
Рис. 1 Место процесса принятия УР в организационном процессе.
Орудия у различных категорий работников: рабочие - станок, программисты - проект, менеджеры - подчиненный человек.
Рассматривая труд в принятии управленческого решения, следует оценивать его эффективность как по конечным результатам, так и по его количественным затратам. Процесс принятия решения непрерывен. [5, с. 60]
В более крупных организационных процессах, принятие решения осуществляется уже не одним человеком, а группой людей. Процесс принятия управленческого решения становится столь трудоемким и многообразным, что требует разделения труда, выделения специальных функций. Однако на каком бы уровне и в каком бы звене он не осуществлялся, в самом общем виде процесс принятия решения представляет собой цикл, состоящий из четырех основных взаимопереходящих фаз. [5, с. 59]
Основные фазы цикла процесса принятия решения:
) Сбор информации и обработка;
) Принятие решений;
) Организация исполнения УР;
) Контроль реализации УР.
Эффективность организационного процесса напрямую зависит от правильности принятого решения. А при принятии УР наиболее высокие требования предъявляются к информационному обеспечению. Поэтому справедливо сделать вывод, что эффективность организационного процесса на прямую зависит от специфики процесса принятия решений.
Специфика процесса принятия управленческого решения, и его этапы представлены на рис.2 [22, с. 117]
Рис. 2. Этапы процесса принятия решений и их информационная поддержка
1. Подготовка информации. Задача менеджера на этом этапе состоит в анализе проблемной ситуации, т.е. в определении симптома "болезни", изучении положения дел и целей, предварительной формулировке критериев решения.
2. Проектирование. Причиной проблемы могут быть находящиеся вне организации силы (внешняя среда), которые менеджер не в силах изменить.
Ограничения такого рода сужают возможности принятия оптимальных решений. Поэтому необходимо определить источник я суть ограничений и наметить возможные альтернативы. Т.е. целесообразно выявить все возможные действия, устраняющие причины проблемы.
3.Выбор решения. На этой стадии разрабатываются альтернативные решения, дается их оценка и отбирается альтернатива с наиболее благоприятными общими последствиями.
4.Выполнение решения. Процесс не заканчивается выбором альтернативы. На стадии реализации принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, т.е. ценность решения состоит в том, что оно осуществлено (реализовано).
5. Обратная связь. Обратная связь между управляющей и управляемой системами устанавливается с помощью контроля, в процессе которого выявляются отклонения и вносятся поправки, помогающие реализовать решение полностью. [9, с. 98].
Решения можно классифицировать, руководствуясь различными классификационными признаками (приложение 4). При рассмотрении данной классификации следует иметь в виду, что, как и любая классификация решений, приведенная использует частично пересекающиеся, порой не однозначно определенные классификационные признаки. Объясняется это тем, что реальные решения одновременно могут относиться к различным типам решений. На практике далеко не многие, управленческие решения оказываются в чистом виде. По сути, принятие УР весьма тесно связано с процессом управления организационным процессом в целом [14, с. 203].
Подходы к принятию решений. При рассмотрении процессов принятия решений следует учитывать два момента:
1.
принимать решения, как правило, сравнительно легко, но принимать хорошее решение трудно;
2.
принятие решения - это психологический процесс, поэтому неудивительно, что способы, используемые руководителем для принятия решений, варьируются от спонтанных до высоко-логических. Отсюда можно утверждать, что процесс принятия решения имеет интуитивный, основанный на суждениях и рациональный характер.
Совершенствование методов управления в условиях рыночных отношений
Успех работы предприятия (организации, фирмы)
обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому, современная концепция
управления предприятием предполагает выделение из большого числа функцио ...
Реализация стратегии предприятия (на примере ОАО Областной аптечный склад)
Заключительным
и самым продолжительным этапом стратегического процесса является реализация
стратегии. В это время претворяется в жизнь та стратегия, которую выбрало
руководство. Реализация страте ...